Поиск
  • Екатерина Зильберштейн

Техники соматической работы с инструктором

Пост обновлен 1 мар. 2019 г.

Расскажу вкратце о самих техниках индивидуальной соматической работы с инструктором, чтобы вы понимали отличия от групповой работы и возможности индивидуальных занятий.



Соматика сильно отличается от всего, что вы пробовали раньше и базируется в первую очередь на ваших внутренних субъективных ощущениях. Поэтому, конечно, “лучше один раз почувствовать, чем сто раз прочитать”.


Мы начинаем сеанс с пассивного обследования суставов, когда инструктор двигает руками и ногами клиента, исследуя доступный диапазон движений. Эта техника заимствована у Ф. М. Александера и называется “посредством чего” (means-whereby). При этом вы ощущаете, возможно, впервые в жизни, как движутся ваши конечности без вашего участия, как бы сами по себе. И отпустить привычный контроль бывает не так уж просто. Когда вы не прилагаете привычных усилий, чтобы, например, вращать бедром в тазобедренном суставе, этот опыт становится для вас первичным способом осознавания своих движений. Вы вместе с инструктором замечаете, где движение происходит легко, а где возникают препятствия такие как напряжение, дрожь, “ступеньки”. Все это свидетельствует о наличии мышечной дисфункции.

Далее мы начинаем работу по трансформации сенсомоторной амнезии в сенсомоторную память, т.е. восстанавливаем связь между нервной системой и мышцами. Основная техника, которой мы при этом пользуемся, была введена Томасом Ханной, который назвал ее пандикуляцией, что переводится как “потягивание”.



Потягивание — это естественный природных механизм пробуждения тела путем произвольного сокращения мышц с последующим намеренным удлинением и полным расслаблением. Вспомните как забавно потягиваются младенцы или домашние питомцы после сна. Они активно сокращают, а затем удлиняют свое тело. Инструктор клинической соматики попросит вас медленно выполнять то или иное движение, в котором задействованы те самые сокращенные мышцы, которые мы определили ранее, и создает своими руками противодействие или сопротивление этому движению. Чтобы выполнить это медленное и плавное движение вы будете вынуждены полностью задействовать кору головного мозга, сосредоточившись на контроле за этим движением. Если же контроль оказывается потерян, вам сразу становится ясным, что это движение, какое бы оно ни было простое, выходит за рамки вашего произвольного внимания. Движение становится прерывистым, “ступенчатым”, им невозможно управлять. Сделать движение плавным превращается в непосильную задачу. Техника пандикуляции направлена на то, чтобы вернуть мозгу утерянный контроль над движением. При этом хронически напряженные мышцы расслабляются, а движения становятся более плавными и гармоничными. Если вы будете регулярно практиковать соматические уроки дома, то сможете вовремя отслеживать зарождающееся напряжение и корректировать себя в своей повседневной жизни не обращаясь за помощью к специалисту.



Еще одна техника, которая используется в клиническом соматическом обучении называется “кинетическое отзеркаливание”. Эта техника была разработана Моше Фельденкрайзом в его Функциональной интеграции. Суть ее заключается в том, что инструктор своими руками направляет противоположные точки крепления мышц навстречу друг другу, приводя тем самым мышцу в пассивно укороченное состояние. Мозг при этом получает сигнал о том, что мышца, которую он привык поддерживать в постоянном тонусе, сокращена. Ок, раз она уже в сокращении, можно перестать посылать соответствующие сигналы, и тогда мышца расслабляется. Остаточный тонус мышцы “обнуляется”. Эту технику мы используем для особо зажатых мышц, где движение существенно ограничено.



Есть еще несколько техник, которые мы используем в клинических сессиях.

После того, как вы научились контролировать свои мышцы при помощи коры головного мозга (это происходит во время пандикуляции), важно, чтобы новое качество движений встроилось в вашу повседневную жизнь. Для этого мы используем “быстрый релиз” — просим клиента сделать движение в новом диапазоне быстро, буквально “бросить”, например, локоть или колено. При этом результаты обучения сохраняются на уровне мозжечка, который отвечает за интеграцию медленных движений, равновесие и координацию. Мозжечок работает на непроизвольном, подсознательном уровне и ответственен за сенсомоторную амнезию. Таким образом, вам не придется все время следить за тем, как работают ваши мышцы. Ваша нервная система сама все выстроит оптимальным образом, ведь мы уже показали ей как это сделать.

После “быстрого релиза” обычно выполняется “запирание”. Инструктор попросит вас сделать активное движение в противоположном направлении. При этом происходит полное сокращение мышц-антагонистов, что в свою очередь вызывает удлинение и расслабление мышц, с которыми только что велась работа. Этот эффект известен как “реципрокное торможение”.



Техники разные, но основная идея соматического обучения одна - клиент должен быть активно вовлечен в построение связей между мышцами и мозгом. Только так можно достичь долгосрочного улучшения мышечного тонуса.

Просмотров: 169Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все